Главная » Статьи » Путеводитель по Грузии » Восточная Грузия

МЦХЕТА – древняя столица Грузии
МЦХЕТА – древняя столица Грузии (внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО)


СВЕТИЦХОВЕЛИ (переводится как «животворный столп») — храм в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Считается, что на месте собора находилась первая в Грузии церковь, выстроенная из дерева в IV веке трудами равноапостольной Нины. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. В V веке царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 гг. под наблюдением зодчего Арсукидзе.


ДЖВАРИ (переводится как «крест») — действующий мужской монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, по преданию, воздвигла крест равноапостольная Нина. Джвари — едва ли не самая древняя сохранившаяся в Грузии церковь. К 545 году на «крестовой» горе уже стоял храм.


САМТАВРО женский монастырь. В этих местах находится "ежевичник" (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, и в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны. В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона св. Нино, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.

ШИО-МГВИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ - действующий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, избравшим местом своего аскетического подвига «безутешное, безводное, полное зверьми и ядовитыми пресмыкающимися» ущелье, в котором он первоначально поселился в маленькой естественной пещере в полном одиночестве. Тут святому явились Богоматерь и Иоанн Предтеча и возвестили, что в пустынном ущелье со временем закипит жизнь. Рост числа учеников Св. Шио, расселившихся в пещерах и образовавших ядро монастыря, организованного по образцу сирийских монастырей, вызвал потребность в храме - месте общей молитвы.

Церковь эта, заложенная собственноручно Св. Шио (церковь Рождества Иоанна Крестителя), является древнейшей из построек на территории монастыря (50-60 гг. VI в.). Храм не был расписан. Живопись, покрывающая его стены и своды исполнена в последние годы XIX в. Подлинным украшением храма является алтарная преграда первой четверти XIв., Высеченная из светлого зеленого плотного туфа, преграда отличается высоким совершенством орнаментальной резьбы и рельефов. Стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель и, обрек себя на затворническую жизнь в глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. В пещеру ведет спуск с трапезной лавры. Холодный, слабый свет небольшого отверстия высоко вверху, в своде пещеры, не достигает ее дна. Могила святого отмечена поздней деревянной гробницей

ЗАДЕЗЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - основан в 6 веке Иоанном, одним из 13 сирийских отцов; 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в монастырях Сирии и Месопотамии с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. Во Мцхета, они, перейдя "немокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены народом, святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию, другие в Карталинию. Разослав учеников, святой Иоанн углубился в молитвенные подвиги. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников - святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами. Ученики его, позабыв завещание преподобного, перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе. Но земля вокруг заколебалась и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный.В Х веке при Католикосе Клименте (908-923) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней. На северной стене храма до наших дней сохранилась картина неизвестного живописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом».

У Зедазенской церкви бьет целебный источник, воды которого скапливаяются в каменном бассейне. Именно этот монастырь упоминается в поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова


Категория: Восточная Грузия
Просмотров: 5295 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]